Эпоха ар-деко: жизнь как праздник.

В своей прошлой статье, я обещала дать описание стиля ар-деко. Именно в это время были так популярны будуарные куклы. И сегодня речь пойдет именно о нем, роскошный, контрастный, необыкновенный и смелый стиль ар-деко.

Далекое прошлое окутывается порой завесой тайны, приобретая не поддающуюся логике, магнетическую притягательность. Начинает нравиться все, что так или иначе имеет отношение к ушедшей эпохе: музыка и живопись, манеры и обычаи, одежда, аксессуары и предметы интерьера. Все это будоражит воображение, вдохновляет на создание фильмов и книг, повторяется в элементах современного дизайна, присутствует в интерьерах домов и квартир. Именно к таким, невероятно притягательным, историческим периодам относится эпоха ар-деко.

20-е – 30-е годы ХХ века были краткой передышкой между двумя мировыми войнами, когда люди с надеждой смотрели в будущее, воспарив над обыденностью и обратив свои взоры в сторону возвышенного и прекрасного. Это время очаровывает своей легкомысленной дерзостью, отношением к жизни как к вечному празднику – если танцевать, то до упаду, если беседовать, то до рассвета, если творить – то нечто новое и даже эпатажное.

иллюстрация Эрте

Блестящая вереница художников, артистов, модельеров, архитекторов той поры обрела мировую славу, оставив потомкам свои бессмертные произведения, идеи и образы.

Яркими звездами на небосклоне ар-деко были Жорж Барбье, рисовавший стильные, полные движения иллюстрации; Эрте (Р. П. Тыртов), создававший сценические костюмы для Маты Хари и «Русских сезонов» С. П. Дягилева.  Иллюстрации этого художника, на мой взгляд, как нельзя лучше отображают вкус, цвет, контраст  стиля ар-деко.

Ювелир-виртуоз Рене Лалик; непревзойденная «икона стиля» и глава модного дома Коко Шанель; дизайнер интерьера Жак-Эмиль Рульманн, чьи работы в настоящее время хранятся в крупнейших музеях мира; Уильям ван Элен, спроектировавший один из символов Нью-Йорка – небоскреб «Крайслер».

Стоит отметить, что Америка с энтузиазмом восприняла новые веяния. Однако они добрались до заокеанских берегов лишь в конце 1920-ых, составив в дальнейшем отдельное направление Streamline Moderne. А настоящей родиной ар-деко был Париж – именно там в 1925 году состоялась знаменитая Международная выставка декоративных и промышленных искусств, давшая название этому стилю. Русский художник и архитектор В. Г. Меллер был удостоен высшей награды выставки – золотой медали. Ар-деко был достаточно распространен в советском искусстве и особенно в архитектуре, его характерными примерами стали некоторые станции Московского метрополитена. Например станция метро «Маяковская».

арт деко

Стиль ар-деко – это роскошь, помпезность, шик, использование дорогостоящих материалов и геометрических узоров. Ар-деко вобрал в себя восточные мотивы, наследие прошлых эпох и авангардные веяния. В нем угадывается влияние модерна, абстракционизма, кубизма, русского конструктивизма. Контрастные цвета, четкие формы, крупные детали и экзотические материалы создают впечатление чего-то жизнеутверждающего и смелого. Вещи и произведения искусства в этом стиле словно бросают вызов зрителю. Их задача – удивлять, восхищать, повторять красоту окружающего мира и приумножать ее.

Развитие массового промышленного производства способствовало постепенному упадку ар-деко, а бедствия и лишения Второй мировой войны поставили на развитии этого направления окончательную точку. Однако в 1990-е годы стиль ар-деко обрел второе дыхание, и в настоящее время интерес к нему не только не ослабевает, но и продолжает стабильно расти.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *